29 Кинотавр: Право одним кликом

.

На 29-м Кинотавре, проходящем в Сочи с 2 по 10 июня, ощущается, что у участников индустрии назрела потребность в конкретных решениях, и кинофорум может им в этом помочь. Сначала Николай Никитин рассказывал, как в школе SOFA научиться создавать проекты фестивалей и киноархивов так, чтобы они могли рассчитывать на финансирование. Теперь был рассмотрен вопрос об авторском праве — состоявшийся 6 июня круглый стол «Как защитить права на аудиовизуальные произведения?» был посвящен тому, как преодолеть одну из самых нерешаемых проблем в России. 

В центре обсуждения был новый, но уже работающий сервис НРИС, который предлагает набор услуг для правообладателей и их потенциальных клиентов. По своей сути он устроен очень просто: есть база по всему медиаконтенту, который предоставляют правообладатели, включая не только их контакты или условия использования контента, но и демоверсии — с ними можно ознакомиться перед заключением сделки. Реестр данных хранится на базе блокчейна, так что информация зашифрована надежно, уверяет руководство НРИС. Сервис даже проверяет контент на уникальность, регистрируя полное или частичное заимствование. Дальше все просто: клиент получает нужную информацию о контенте (в два клика, как говорят) и в течение минимального времени заключает сделку с правообладателем.

Это удобно, потому что один из трендов сегодня — сокращение количества посредников. НРИС претендует на то, чтобы стать единственным таким посредником между игроками рынка, и сделать это он собирается за счет удобства пользования и прозрачности всех процедур, связанных с покупкой прав и их защитой. Со временем планируется ввести платформу для переговоров и дополнительную услугу по привлечению займов на покупку прав.

Все это часть большого процесса легитимизации рынка, которого сегодня жаждут все участники. Причем тормозится он часто за счет того, что нет удобных схем для решения тех или иных вопросов. Так, чтобы понять реакцию участников индустрии на новый сервис, на круглый стол были приглашены актеры, режиссеры и продюсеры, потому что без их согласия такие сервисы работать не могут. Творческая интеллигенция реагировала доброжелательно. Александр Стриженов признался, что выучил всю рекламу на сайтах, где показывают пиратские фильмы, и про условное Azino777, рекламу которого крутят перед показом очередного эпизода его любимого сериала, знает уже все подробности. А еще один свой фильм он когда-то открыто «слил» пиратам, выпустив совместно с ними отдельный тираж дешевых DVD.

Григорий Константинопольский сказал, что его «контент лежит по всему интернету, и иногда присылают какие-то счета с количеством скачиваний, какие-то деньги, но как это реально работает, непонятно. Хорошо, если будет возможность зарабатывать на этом хоть что-то». Юрий Стоянов посетовал на то, что канал «Россия 1», которому принадлежат права на все произведения с Юрием Стояновым, не следит за их распространением в интернете. Актер очень хотел бы эту проблему решить — например, перерегистрировав права на себя через НРИС. Звезды кино сошлись на том, что все они хотят простое и действенное решение, кнопку «Убрать пиратский контент». Такой кнопки пока нет, но НРИС — шаг в этом направлении, как уверяет руководство сервиса. 

В доказательство серьезности своих намерений представители НРИС прямо на круглом столе подписали договоры с компаниями «Артлайт» («Русский бес») и «Леополис» («Ван Гоги») о безвозмездном оказании им услуг сервиса. Продюсерам фильма выдали подарочные сертификаты, а затем сделали с ними групповое фото. Такие же сертификаты будут вручены, кстати, и лауреатам «Кинотавра». Григорий Константинопольский воспользовался случаем и публично назвал «Ван Гоги» «потрясающей, удивительной картиной». Такое соревнующиеся конкурсанты обычно друг другу не говорят, но раз настают новые времена, старые правила пора менять.

Материал подготовлен Сергеем Сычевым для газеты Кинотавр daily

Источник